Ядерный профиль


Главная
19.09.2020 г.
Главное меню
Главная
О профиле
Новости
Программы дисциплин
Посещаемость занятий
Расписание занятий
Фоторепортажи
Публикации в СМИ
Городской еженедельник "Диалог" № 40 (996), пятница, 2 октября 2009 г. Печать E-mail
09.10.2009 г.
СВЕТЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ ДЛЯ БУДУЩЕЙ АЭС

Не знаю почему, но для меня, как наверняка и для большинства представителей среднего и старшего поколений, слово «светлое» ассоциируется со словом «будущее». Так уж, видимо, жили мы на непростом изломе истории, когда временные трудности всегда были нашими спутниками, но будущее непременно рисовалось нам светлым и манящим.
В музее НЗХК нашим школьникам было очень интересно, но на реальном производстве - несравненно интереснее. Сейчас все совсем по-другому: сейчас светлым может быть не только будущее, но и настоящее. Все эти философские мысли появились у меня поздним вечером 23 сентября при возвращении с учениками нескольких северских школ, со студентами и преподавателями СГТА с экскурсии на Новосибирский завод химконцентратов. «При чем здесь светлое будущее?» - спросите вы. А при том, что во время этой поездки я стал свидетелем того, как старанием многих взрослых людей будущее нескольких десятков наших школьников предстало перед ними если не во всем великолепии, то, во всяком случае, с весьма правдивой и достаточно привлекательной стороны. Впрочем, обо всем по порядку.

Есть такая профессия - атомы расщеплять
Уже второй год в Северской государственной технологической академии действует образовательный проект «Ядерно-технологический профиль». В рамках этого проекта ученики старших классов занимаются углубленным изучением предметов, которые в будущем пригодятся им для освоения профессий, связанных с покорением мирного атома. Ежедневно после уроков по основному месту учебы школьники собираются в стенах СГТА, и преподаватели академии читают им лекции по физике, математике, информатике...
- По большому счету, можно сказать, что уже сейчас мы занимаемся подготовкой своих будущих студентов, - рассказывает один из кураторов проекта «Ядерно-технологический профиль», проректор СГТА по научной работе Андрей Макасеев.
- Конечно, ребята совсем не обязаны поступать в нашу академию после окончания школы, но наш расчет строится на следующем соображении. В течение двух лет мы будем работать со старшеклассниками и не просто давать им углубленные знания по тем или иным школьным предметам, но и знакомить ребят с их будущими профессиями. Уверены, что этого срока вполне достаточно, чтобы, окончив школу, многие молодые люди сделали свой сознательный, я подчеркиваю - сознательный, выбор в пользу СГТА. Благо, что к моменту завершения своей учебы в нашем вузе у них, помимо СХК, должно появиться еще одно предприятие для трудоустройства - Северская АЭС. Такой подход выгоден обеим сторонам: ребята не ошибутся в выборе будущей профессии, а академия примет в свои ряды не абы кого, а уже подготовленных и заинтересованных студентов.
Одним из этапов такой предвузовской подготовки участников проекта «Ядерно-технологический профиль» и стала поездка на Новосибирский завод химконцентратов. Четыре десятка учащихся северских школ №№ 81, 84, 87, 89, 196, Северского кадетского корпуса и томской школы № 55 в сопровождении студентов и преподавателей СГТА на двух автобусах отправились в Новосибирск. Здесь следует немного отвлечься от темы и сказать пару слов собственно о НЗХК.

Важный элемент уникальной системы
Россия - единственная страна в мире, которая реализует крупномасштабный ядерно-топливный цикл (ЯТЦ) в полном объеме. Мы добываем руду, извлекаем из нее уран, обогащаем его, производим топливо для атомных станций, используем его в реакторах наших АЭС, занимаемся переработкой и хранением отработанного ядерного топлива. Для реализации всего этого грандиозного цикла в стране созданы десятки предприятий, но лишь два из них непосредственно занимаются производством топлива для АЭС - это заводы в подмосковной Электростали и в Новосибирске. Именно Новосибирский завод химконцентратов будет производить топливо для будущей Северской АЭС, как производит его сейчас для многих станций России, Украины, Болгарии, Ирана, Индии, Китая.
Что же представляет из себя топливо для АЭС? Как оно производится и как потом используется? Ответы на эти и многие другие вопросы получили участники проекта «Ядерно-технологический профиль» во время поездки, организованной СГТА и некоммерческим партнерством «Сибатомкадры» при поддержке СХК, комитета по развитию атомной энергетики обладминистрации и Томского информационного центра по атомной энергии.

Мы в город изумрудный...
Поездка в Новосибирск на комфортабельных автобусах заняла у школьников более четырех часов. Вы думаете, ребята мирно дремали все это время? Ничего подобного! Сначала психологи из центра «Диалог» настроили их на созидательный лад оригинальными коммуникативными тренингами, а затем ведущие преподаватели СГТА прочли для них цикл лекций по ядерной физике. Школьникам рассказали, как уран выделяется из руды, как и зачем уран с атомным весом 235 отделяется от урана-238, напомнив юным северчанам, что эту операцию проводят и в их родном городе. Ребята узнали, какие физические процессы происходят в атомном реакторе при бомбардировке 235-го урана нейтронами и сколько при этом выделяется энергии. В итоге ко времени приезда на НЗХК ребята имели достаточно полные теоретические представления о том, что им предстояло увидеть на практике.

Самая необычная лекция доцента Юрия Макасеева за все 35 лет преподавательской работы: курс ядерной физики он читает в... автобусе по дороге на НЗХК Для вас, детишки, секретов нет!
А практика эта, надо отдать должное новосибирцам, превзошла самые смелые ожидания. Как вы думаете, кто встретил нашу делегацию на заводе? Лично генеральный директор Владимир Рожков выделил в своем напряженном рабочем графике четверть часа, чтобы поприветствовать, по его выражению, настоящих и будущих коллег, пожелать ребятам успешно окончить школу и СГТА, а затем - самым талантливым - приехать работать на НЗХК. Воодушевленные столь высоким и искренним приветствием «коллеги генерального директора» отправились знакомиться с заводом. Само знакомство происходило в два этапа: сначала ребята посетили музей НЗХК, где его директор рассказал об истории завода, подкрепив свой рассказ еще одной порцией теоретических знаний по ядерной энергетике, а затем направились в самый главный цех предприятия, чтобы наконец-то своими глазами увидеть то, о чем им уже так много рассказали.
Не будет преувеличением сказать, что увиденное в цехе запомнится на всю жизнь. Совершенно ничего не скрывая, специалисты завода провели их по чистым, светлым производственным помещениям, насыщенным самым современным оборудованием. Школьники своими глазами увидели, как изготовляются таблетки диоксида урана, как ими начиняются специальные трубки и получаются так называемые твэлы - тепловыделяющие элементы, как твэлы объединяются в тепловыделяющие сборки (ТВС). Словом, шаг за шагом мы на практике рассмотрели все этапы создания «начинок для АЭС» - буквально от порошка диоксида урана (упакованного, естественно, в контейнеры) до готовых ТВС, прошедших все этапы контроля и готовых к отгрузке на станции всего мира. При этом ребята оценили и выдающийся уровень автоматизации производства, и его экологическую безопасность. И еще одно интересное наблюдение об экскурсии по цеху НЗХК. В одном из производственных помещений, как раз там, где твэлы начиняются таблетками оксида, одна из школьниц задала сопровождающему специалисту вопрос: почему в цехе так много свободного места? Улыбнувшись, тот ответил: вот построят в Северске АЭС, мы на этом месте еще одну линию смонтируем, чтобы и для вас твэлы изготавливать.

Правильной дорогой идете, товарищи...
Возвращались ребята в свой родной город слегка уставшие от впечатлений, но, несомненно, довольные. Уверен: увиденное ими за один только день стоит, пожалуй, иного доброго семестра лекций. Вряд ли мы можем утверждать, что все эти 42 школьника обязательно поступят в СГТА и потом будут работать на Северской АЭС или на НЗХК. Однако совершенно смело можно утверждать, что опыт организаторов проекта «Ядерно-технологический профиль» заслуживает пристального внимания, тем более если такой опыт подкрепляется практическим знакомством с реальным производством. Благодаря этому уже в самом ближайшем будущем мы получим специалистов новой формации. Грамотных, высококлассных специалистов, которым еще предстоит сказать свое веское слово в атомной энергетике светлого будущего.







Роман Маратов, фото автора

Последнее обновление ( 22.12.2010 г. )
 
Контакты
Вопрос-ответ
Авторизация





Забыли пароль?